После того, как решено использовать подсети или множество IP-сетей, вы должны решить, как назначать им номера. Обычно это довольно просто. Каждой физической сети, например, Ethernet или Token Ring, назначается отдельный номер подсети или номер сети. В некоторых случаях имеет смысл назначать одной физической сети несколько подсетевых номеров. Например, предположим, что имеется сеть Ethernet, охватывающая три здания. Ясно, что при увеличении числа машин, подключенных к этой сети, придется ее разделить на несколько отдельных сетей Ethernet. Для того, чтобы избежать необходимости менять IP-адреса, когда это произойдет, можно заранее выделить для этой сети три подсетевых номера - по одному на здание. (Это полезно и в том случае, когда не планируется физическое деление сети. Просто такая адресация позволяет сразу определить, где находится та или иная машина.) Однако прежде, чем выделять три различных подсетевых номера одной физической сети, тщательно проверьте, что все ваши программы способны работать в такой среде.
Вы также должны выбрать
"маску подсети". Она используется сетевым
программным обеспечением для выделения номера
подсети из IP-адресов. Биты IP-адреса, определяющие
номер IP-сети, в маске подсети должны быть равны 1,
а биты, определяющие номер узла, в маске подсети
должны быть равны 0. Как уже отмечалось, стандарты
TCP/IP определяют количество октетов, задающих
номер сети. Часто в IP-адресах класса B третий
октет используется для задания номера подсети.
Это позволяет иметь 256 подсетей, в каждой из
которых может быть до 254 узлов. Маска подсети в
такой системе равна 255.255.255.0. Но, если в вашей сети
должно быть больше подсетей, а в каждой подсети
не будет при этом более 60 узлов, то можно
использовать маску 255.255.255.192. Это позволяет иметь
1024 подсети и
до 62 узлов в каждой. (Напомним, что номера узлов 0 и
"все единицы" используются особым образом.)
Обычно маска подсети указывается в файле стартовой конфигурации сетевого программного обеспечения. Протоколы TCP/IP позволяют также запрашивать эту информацию по сети.